Проповіді. 26 серпня 2018 рік.

Неделя 13 по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня.

Ева́нгельское чте́ние дня:

Мф., зач. 87 (гл.21, ст.33-42)

Рече́ Госпо́дь при́тчу сию́: челове́к не́кий бе домови́т, и́же насади́ виногра́д, и опло́том огради́ его́, и ископа́ в нем точи́ло, и созда́ столп, и вдаст и де́лателем, и оты́де. Егда́ же прибли́жися вре́мя плодо́в, посла́ рабы́ своя́ к де́лателем прия́ти плоды́ его́, и е́мше де́лателе рабы́ его́, о́ваго у́бо би́ша, о́ваго же уби́ша, о́ваго же ка́мением поби́ша. Па́ки посла́ и́ны рабы́ мно́жайшя пе́рвых, и сотвори́ша им та́коже. Последи́ же посла́ к ним сы́на своего́, глаго́ля: усрамя́тся сы́на моего́. Де́лателе же ви́девше сы́на, ре́ша в себе́: сей есть насле́дник, прииди́те, убие́м его́ и удержи́м достоя́ние его́. И е́мше его́ изведо́ша вон из виногра́да и уби́ша. Егда́ у́бо прии́дет господи́н виногра́да, что сотвори́т де́лателем тем? Глаго́лаша Ему́: злых зле погуби́т их, и виногра́д преда́ст ины́м де́лателем, и́же воздадя́т ему́ плоды́ во времена́ своя́. Глаго́ла им Иису́с: не́сте ли чли николи́же в Писа́ниих, ка́мень, его́же не в ряду́ сотвори́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла? От Го́спода бысть сие́, и есть ди́вно во о́чию ва́шею.

О стыде и совести

Евангельское чтение в это воскресенье, в 13-ю неделю по Пятидесятнице, было посвящено известным событиям, которые Господь произнес как некую притчу книжникам и фарисеям. Вполне конкретные исторические события, но  перенесенные в форму притчи.

 

Некоторый Господин, который имел у себя в собственности виноградник, дал его неким делателям, современным языком – арендаторам, которые бы возделали этот виноградник и, в свое время, принесли хозяину от него достойный плод. Сразу отметим, что речь идет не просто о винограде, а о плоде, который мы должны принести Господу, возделывая нашу душу. Душа наша – это и есть виноградник, а плод – это наше покаяние и наша любовь ко Господу.

 

Но в то время, когда Господь рассказывал эту притчу, он имел ввиду, что для книжников и фарисеев виноградник – это Царствие Израильское, за которое они были в ответе, и которые должны были соблюсти народ в чистоте веры.

 

Далее, когда настало время принести плоды с виноградника, Господин послал своих рабов принять эти плоды. Как поступили с ними делатели? Они их побили камнями, некоторых вообще убили, придали страшной смерти. Но хозяин виноградника не терял надежды получить свои, причитающиеся ему плоды, и он посылал бо́льшее количество рабов. Имеются в виду пророки, которые шли в Царствие Израильское, и несли слово Божие, но их, как мы знаем, вожди этого царства опять же предали смерти. И наконец, Господь сказал, что устыдятся Моего Сына и послал Своего Единородного Сына, для получения причитающихся Ему плодов.

 

И вот здесь очень важное, на что я хотел бы обратить ваше внимание: последнее на что надеялся Хозяин этого винограда – эта была совесть и стыд, которые должны были пробудится в этих злых виноградарях. Но как они поступили, мы уже знаем. Они сказали: “Это наследник, убьем Его и завладеем этим виноградником”, – так они и поступили. И Господь спросил у тех книжников и фарисеев, что сделает хозяин с этими делателями. Те совершенно справедливо ответили: “Злых – зле погубит”, – то есть Он предаст этих людей страшной смерти.

 

Но если перенести эти события на нашу сегодняшнюю жизнь, то с одной стороны всё понятно, а с другой, всё повторяется. Мы с вами имеем полностью проповеданное евангелие нашей жизни, имеем полную информацию, о том, что происходит, но не слушаем слово Божие. Мы отвергаем тех, кто нас учит, не слушаем тех, кто к нам приходит со словом Божьим. В конце-концов, мы отвергаем саму Церковь и не приносим плод покаяния и плод любви ко Господу. И вот здесь возникает вопрос. А что же отделяет нас с вами от того конца, который ожидал этих злых виноградарей из евангельской притчи? Это стыд. Стыд отделяет нас тонкой прослоечкой от страшных событий, о которых  говорит Господь: «Злых – зле погубит». И мы с вами не подлежим этому злому погублению до тех пор, пока в нас будет сохраняться хоть немножко этого стыда и совести. И если мы с вами услышим голос совести и почувствуем, что когда совершаем в жизни что-то не так, отворачиваемся от Господа Бога, информация об этом будет поступать не извне, а именно от нас самих, от голоса совести, тогда есть еще надежда на то, что Господь Бог нас не погубит.

 

Но с другой стороны, давайте подумаем, как часто мы чувствуем угрызение совести, как часто ощущаем стыд, жгучий стыд, когда совершаем какую-либо неправду по отношению к близким, к себе, даже по отношению к Господу. И как мы реагируем, на этот голос совести, на этот стыд: мы сразу начинаем себя оправдывать, начинаем смотреть по сторонам: «А вот они как поступают, а здесь вообще ещё хуже, а мы чего?». И вот такими оправданиями мы стираем в своем сердце совесть, и когда её не останется – Господь нас погубит. И совершенно справедливо сделает, потому как пропала последняя преграда между нами и теми страшными событиями.

 

И обратите внимание, пожалуйста, как сегодня происходит борьба рода человеческого с нами, православными христианами, со всем миром. Вернее посмотрим, какой, так сказать, лексикон используется во всех СМИ. Можно провести так званый частотный анализ слов и выявить, какие слова на первом месте по употребляемости. Я не буду сейчас их называть, вы и сами знаете, они нам уже все уши прожужжали. А вот какие слова находятся на последнем месте, или какие вообще не звучат в общественном лексиконе? Это те слова, о которых мы с вами сегодня говорили, вспоминали. Это наша совесть, это стыд, это целомудрие. О целомудрии сегодня речь не идет, а про стыд и совесть, и их абсолютно нет в общественной жизни. Их забыли, они исчезли. Зато есть множество других: права, возможности, предоставить всем то, что они желают, и начинаются страшные вещи. Начинается истребление стыда, в самых неокрепших душах – в детках, которым с ма́лого, буквально с начальной школы, уже прививают отсутствие этого стыда. Говорят: «Не надо стыдиться – это все естественно. Делайте так, так, и так» . Не буду говорить, что именно советуют, но самое главное, что при этом истребляется в детках стыд. И какими они вырастут, будет у них голос совести, будет ли та ограда которая отделяет их от страшных слов «злых – зле погубит»? Не будет, потому что этот стыд в детстве был стерт, теми кто осаждает вот эти не правильные действия.

 

Поэтому, давайте будем с вами хотя бы в себе, в сердце своем, вспоминать об этих словах сегодняшних, помнить о том, что может нас спасти, и что может погубить. Погубит нас отсутствие стыда, отсутствие совести. И поэтому, не красота спасает мир, как говорили нам журналисты 90-х годов, а стыд спасает мир. И будем к этому стремиться, не будем стыдиться своей красной краски, которая заливает наше лицо, если мы говорим неправду, не будем заглушать голос совести, когда она нас обличает, а будем слушать ее, и поступать по совести.

 

Помоги нам всем в этом Господи!

(22)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *