Проповідь

Неделя 16 по Пятидесятнице. О талантах

ЕВА́НГЕЛЬСКОЕ ЧТЕ́НИЕ ДНЯ (ПОД ЗАЧА́ЛО):

(МФ., 105 ЗАЧ., ГЛ. 25, СТТ. 14-30):

Рече́ Госпо́дь при́тчу сию́: челове́к не́кий отходя́ призва́ своя́ рабы́ и предаде́ им име́ние свое́. И о́вому у́бо даде́ пять тала́нт, о́вому же два, о́вому же еди́н, кому́ждо проти́ву си́лы его́, и оты́де а́бие. Шед же прие́мый пять тала́нт, де́ла в них и сотвори́ други́я пять тала́нт. Та́кожде и и́же два, приобре́те и той друга́я два. Прие́мый же еди́н, шед вкопа́ его́ в зе́млю и скры сребро́ господи́на своего́. По мно́зе же вре́мени прии́де господи́н раб тех и стяза́ся с ни́ми о словеси́. И присту́пль пять тала́нт прие́мый, принесе́ други́я пять тала́нт, глаго́ля: го́споди, пять тала́нт ми еси́ пре́дал, се други́я пять тала́нт приобрето́х и́ми. Рече́ же ему́ госпо́дь его́: до́бре, ра́бе благи́й и ве́рный, о ма́ле был еси́ ве́рен, над мно́гими тя поста́влю, вни́ди в ра́дость го́спода твоего́. Присту́пль же и и́же два тала́нта прие́мый, рече́: го́споди, два тала́нта ми еси́ пре́дал, се друга́я два тала́нта приобрето́х и́ма. Рече́ же ему́ госпо́дь его́: до́бре, ра́бе благи́й и ве́рный, о ма́ле ми был еси́ ве́рен, над мно́гими тя поста́влю, вни́ди в ра́дость го́спода твоего́. Присту́пль же и прие́мый еди́н тала́нт, рече́: го́споди, ве́дях тя, я́ко же́сток еси́ челове́к, жне́ши, иде́же не се́ял еси́, и собира́еши ю́дуже не расточи́л еси́, и убоя́вся, шед скрых тала́нт твой в земли́, и се и́маши твое́. Отвеща́в же госпо́дь его́ рече́ ему́: лука́вый ра́бе и лени́вый, ве́дяше, я́ко жну иде́же не се́ях, и собира́ю иде́же не расточи́х, подоба́ше у́бо тебе́ вда́ти сребро́ мое́ торжнико́м, и прише́д аз взял бых свое́ с ли́хвою. Возми́те у́бо от него́ тала́нт и дади́те иму́щему де́сять тала́нт, иму́щему бо везде́ дано́ бу́дет и преизбу́дет, от неиму́щаго же, и е́же мни́тся име́я, взя́то бу́дет от него́. И неключи́маго раба́ вве́рзите во тму кроме́шнюю, ту бу́дет плачь и скре́жет зубо́м. Сия́ глаго́ля возгласи́: име́яй у́ши слы́шати да слы́шит.

Евангелие от Матфея.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

О талантах

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о неком господине, который отлучился и оставил своим рабам таланты, каждому согласно его сил и умений. Одному рабу дал пять талантов, другому два таланта и третьему – один. И каждый из них по-разному распорядился ими. Тот у которого было пять талантов пустил их в дело и получил еще столько же. Второй раб так же вдвое приумножил свои таланты. И наконец третий раб, у которого был один единственный талант, закопал его в землю, и когда господин вернулся, он сказал ему, что вот твой талант, сберег я его.

Здесь понятно, что речь идёт не о деньгах, в наши времена уже, наверное, забыто, что талант – это денежная единица. Как мы с вами понимаем – это некое дарование, которое Господь дарует каждому человеку, в зависимости от его возможностей и сил. И вот один из талантов, которым обладает абсолютно каждый человек – это талант совести, или стыда. Конечно же мы можем совесть «закопать», то-есть усыпить, но полностью нам это не удастся. И тем не менее, тот кто её закапывает, становится похож на этого самого человека из притчи, который имеет один талант и никак его не использует в своей жизни. То-есть, если мы с вами, имея совесть, не прислушиваемся к ней, то можем закончить так же как тот раб, как мы помним, господин сказал: «Вве́рзите во тму кроме́шнюю, ту бу́дет плачь и скре́жет зубо́м».

Казалось бы, понятна логика этого человека, который ничего не сделал, в чем же его грех? За что такое страшное наказание? Действительно, оказывается мы получаем наказание не только за свои действия, а и за бездействие.

Давайте вспомним, перед великим постом, всегда читают евангелие в котором Господь напоминает нам о страшном суде. И опять таки, что является основанием чтобы делить всех людей на овец и козлищ? Ведь козлища ничего плохого не сделали, но главное – они не сделали ничего хорошего. Оказывается, для того чтобы пропасть, нам достаточно ничего не делать, достаточно чтобы наша совесть «уснула».

Вот на что направлено нынешнее воздействие мира на людей Божиих. На то, чтобы наша совесть замолчала, перестала нас обличать. О страшных грехах мы слышим что это свобода, не надо этого стыдиться. На сегодняшний день мы буквально погибаем от греха сквернословия. Нас ничего не останавливает: ни присутствие детей, ни матери. Вот где наш стыд? Где совесть? И много таких грехов, связанных с отсутствием стыда, с тем что наша совесть уснула. А каков будет результат –  нам евангелие сегодня дало ответ. Там где плач и скрежет зубов. Вот что значит отсутствие совести. И лучше гореть от стыда сейчас, чем гореть в геенне огненной.

Спаси вас Господи!

(58)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *