Свт. Филарет, митрополит Киевский и Галицкий (1779-1857)

Память 3 января

Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Киевский, родился 17 апреля 1779 года в с. Высоком Орловской губернии и при крещении был назван Феодором. Отец его, Георгий Никитич Амфитеатров, был священником в указанном селе. Родители были люди благочестивые, воспитывали своих детей в вере и благочестии и охраняли их от дурных влияний.

В младенчестве Феодор был слабого здоровья: по некотором сведениям, он, к великому горю своих родителей, родился почти слепым. Хотя зрение его затем постепенно открылось, однако он во всю свою жизнь выглядел подслеповатым. С последующим возрастом телесная слабость Феодора исчезла.

Феодор был всегда необычайно тих и скромен, довольствовался весьма малым. С самого юношеского возраста в Феодоре стала обнаруживаться склонность к подвижнической жизни. Отец нередко посылал его на пчельник для наблюдения за пчелами. Здесь, в полном уединении среди природы, Феодор читал Четьи-Минеи и увлекался жизнью святых подвижников.

Очень рано, с шести лет, у Феодора обнаружилась охота к учению. Первоначальное обучение он получил дома под надзором и руководством своего родного дяди-диакона. Феодор был обучен чтению по Псалтири и часослову и письму. В 16 лет он уже обучался в богословском классе Севской духовной семинарии. Во все время семинарского обучения Феодор всегда показывал самые лучшие успехи, которых он достигал самостоятельным трудом. Он два раза пытался уйти в монастырь, но родители уговорили его отложить это дело до окончания курса учения.

В 19 лет он окончил курс семинарии и был назначен там же учителем. Феодор постригся в монахи с именем Филарета и вскоре был посвящен в сан иеромонаха. Вскоре иеромонах Филарет был назначен инспектором, а затем и ректором Севской семинарии и возведен в сан игумена. Затем он был переведен в город Уфу тоже ректором семинарии, с возведением в сан архимандрита. Далее следовал перевод архимандрита Филарета в Тобольск и здесь начинается его возвышение. После четырех лет трудов в Тобольской семинарии он был вызван в Петербург.

Здесь он приобрел расположение ректора Петербургской академии, знаменитого впоследствии митрополита Московского Филарета, при содействии которого был назначен на должность инспектора той же академии и удостоен высшей ученой богословской степени доктора богословия. Отсюда он был переведен на инспекторскую же должность во вновь открывшуюся тогда (1814 г.) Московскую академию. Через два года он был сделан ректором той же академии.

Как ректор и воспитатель духовного юношества, он отличался простотой, мягкосердечием, прямотой и открытостью в обращении с воспитанниками, отеческою попечительностью об их благе, чисто братским участием во всех их интересах и щедрою благотворительностью. Он оставил добрую память о себе в своих питомцах, которые называли его не человеком, а ангелом, и свидетельствовали об обаятельном действии на них личности архимандрита Филарета.

Пятилетняя служба архимандрита Филарета при Московской академии закончилась возведением его в сан епископа, в каковом сане он последовательно проходил служение в Калуге, Рязани и в Казани. Своим благочестием, особенным усердием к богослужению и проповедованию слова Божия, ревностною заботливостью о построении храмов Божиих и благоустроении монастырей, заботливостью о раскольниках святитель Филарет оставил по себе память незабвенного архипастыря. 25 февраля 1828 года он был переведен из Рязани в Казань. Архиепископ Филарет был послан сюда для того, чтобы противодействовать отпадению крещеных татар в магометанство и устроить миссию для просвещения христианством язычников и магометан Казанского края. Он ревностно занялся обращением инородцев в христианство; сам объезжал инородческие селения, проповедовал инородцам учение Христово, привлекал их к себе кроткою и отеческою обходительностью с ними, внушал и духовенству относиться к ним так же, устроял и освящал новые церкви. Во время холеры 1830-го года он сорок дней молился в загородном архиерейском доме об избавлении города от губительной болезни.

Среди многочисленных архипастырских трудов архиепископа Филарета не покидало стремление к уединенной монастырской жизни. Он уже подумывал, было уйти на покой в монастырь, чтобы иметь возможность отдаться любезным его сердцу монашеским подвигам. Но неожиданно был вызван в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, откуда уже не возвратился в Казань. Он был удостоен звания члена Святейшего Синода и переведен в Ярославль. Но не успел еще и побывать в своей новой епархии, как получил высшее назначение — быть митрополитом Киевским (18 апреля 1837 года), в каковом сане он провел 21 год своей жизни и деятельности.

Как Архипастырь, митрополит Филарет и в Киеве проявил те же достоинства, которые отмечены были в нем и ранее. Особенности народной и церковной жизни в Киевской епархии требовали для управления ее человека, который бы в духе любви и мира, словом и примером послужил духовному назиданию своей паствы. Такой дух управления и проявил митрополит Филарет, так что в этом отношении сделался примером для подражания своих преемников.

Касательно своей паствы митрополит Филарет принимал меры к укреплению в ней начал православной веры и благочестия.

Поистине отеческою заботливостью митрополита Филарета пользовались духовно-учебные заведения. Владыка следил за умственным и нравственным развитием воспитанников, на которых он смотрел, как на будущих пастырей Церкви. Он принимал деятельное участие в избрании ректоров, в составлении учебников по богословским наукам. Для поднятия успехов и улучшения поведения воспитанников он не останавливался и пред строгими мерами. Такою же внимательностью со стороны митрополита Филарета пользовалась и духовная академия. Он следил за духом и направлением богословской науки в академии, давал указания профессорам по преподаваемым ими наукам.

За 17 лет до своей смерти он принял схиму. Точно и ревностно исполняя все свои служебные обязанности, митрополит Филарет с высокоподвижнической строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития, пребывая всегда в воздержании и трудах, содержа свой ум в богомыслии и сердцем устремляясь к любви Христовой.

Обладая крепким телосложением, митрополит Филарет дожил до преклонных лет и почти до конца жизни сохранил силы и бодрость. Только за два года до смерти, после тяжкой болезни, он видимо стал изнемогать; он сделался весьма чувствительным к простуде, и его стали посещать разные недуги. Каждый раз, когда он заболевал, он считал свою болезнь предсмертною и готовился к смерти. При этом он не боялся смертного часа, а ожидал его с радостью, вполне уверенный в том, что по смерти ему будет хорошо. Подобно апостолу Павлу он желал разрешиться и быть со Христом. Последние годы своей жизни он провел, можно сказать, в постоянной мысли о смерти и в постоянной заботе о достойном приготовлении к переходу в вечную жизнь. Более трех последних лет он, как уже было сказано, ежедневно причащался Св. Таин и в этом находил благодатное подкрепление. Несмотря на свои болезни, он до последних дней не ослаблял своей келейной молитвы; часы, проведенные им в молитве и за Божественной Литургией, он считал самыми отрадными и драгоценными для себя.

18 декабря было совершено над ним Таинство Елеосвящения. Ночью под 20 декабря он, приняв на своей постели то положение, какое обыкновенно придают человеку во гробе, дрожащим и прерывающимся голосом пропел: «Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща». Самою тяжелою была последняя в его жизни ночь, под 21 декабря, она прошла для больного в мучительном томлении. Рано утром 21 декабря митрополит Филарет по обычаю причастился Святых Таин и пред самою смертью исповедался.

Последние минуты сопровождались тяжелыми страданиями, которые несколько ослаблялись горячею молитвою над умиравшим всех присутствовавших. В начале 9-го часа утра, после прочтения Канона на исход души и 17 и 18 кафизм, митрополит Филарет, на 79-м году своей жизни, тихо скончался. Большой лаврский колокол разнес по всему Киеву печальную весть об этом. 29 декабря почивший митрополит Филарет был погребен у Ближних пещер в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня, где сам почивший назначил место своего вечного упокоения.

Источник:https://lavra.ua/

 

(32)